Преемственность как основа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в КГАОУ «Краевой центр образования»

Гамануха Ирина Сергеевна

КГАОУ «Краевой центр образования», г.Хабаровск

Педагог-психолог

 

Аннотация

 

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, определены цели психолого-педагогического сопровождения и наполнение этапов сопровождения на каждом уровне образовательного процесса.

Реализация профессионального стандарта педагог-психолог в образовании существенно изменяет всю образовательную ситуацию. Она определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа педагога-психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом Центра, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.  С внедрением ФГОС возникла потребность в создании и совершенствовании модели психологического сопровождения, что подразумевает разработку целостной программы психологического сопровождения .

Модель психологического сопровождения образовательного процесса представляет собой систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание такой социально-психологической среды, которая бы способствовала успешному психологическому и физическому развитию всех участников образовательного процесса на всех этапах школьного обучения.

Основная концептуальная идея модели – психолого-педагогическая  преемственности на всех этапах образовательного процесса через обеспечение гармоничного интеллектуального и нравственного развития субъектов образовательного процесса с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей, интеграция в образовательном пространстве всех ступеней образования линий личностного, культурного, социального и профессионального развития.

Психологическое сопровождение образовательного процесса в Краевом центре образования осуществляется на всех уровнях образования, начиная с дошкольного образовательного учреждения и заканчивая уровнем основного общего образования, что обеспечивает преемственность психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения на уровне детского сада – создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей. Реализация цели предполагает психолого-педагогическое сопровождение основных и адаптированных общеобразовательных программ. Здесь стоит уделить внимание комплексному сопровождению адаптированных общеобрзовательных программа группой специалистов: педагогом-психологом, учителем-логопедом, тифлопедагогом, инструктором по плаванию, что обеспечивает комплексное сопровождение ребенка.

Особое внимание на уровне дошкольного учреждения уделяется созданию благоприятной комфортной и безопасной образовательной среды, а также профилактику негативных тенденций личностного и умственного развития, поведенческих и эмоциональных нарушений.

При переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу проводится диагностика, направленная на определение психологического и интеллектуального уровней готовности детей к школьному обучению, изучение личностных особенностей детей, выявление детей с высоким уровнем интеллекта и мотивации. В этот период также изучается психологическое благополучие детей в группе и оптимизация взаимоотношений в группе.

Педагогом-психологом ДОО передаются индивидуальные карты выпускников ДОО педагогу-психологу начальной школы. Вновь прибывшие в начальную школу обучающиеся проходят комплексную психологическую диагностику, целью которой является выстраивание, уточнение, корректировка индивидуального образовательного маршрута.

В начальной школе целью психолого-педагогического сопровождения становится развитие основ учебной деятельности, познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей, поддержка детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Сопровождение образовательной деятельности осуществляется через выстраивание индивидуального образовательного маршрута для детей, прибывших из ДОО КЦО и детей, прибывших из сторонних ДОУ. На первом этапе происходит выстраивание, уточнение и корректировка индивидуального образовательного маршрута, диагностика и развитие универсальных учебных действий, полипрофессиональное взаимодействие в разработке программ формирования универсальных учебных действий.

На этапе перехода из начальной школы в основную педагог-психолог начальной школы передает психологические данные по конкретным детям педагогу-психологу старшей школы на параллели 5-7 классов. Дети, прибывшие по результатам отбора в 5 классы проходят психологическую диагностику, на каждого ребенка составляется портфолио личных достижений.

Адаптация в данном случает предполагает: создание условий пропедевтического обучения, психолого-педагогическое наблюдение за ребенком, сферой интересов и уровнем познавательной активности, формирование на основе результатов образовательной деятельности, психологического наблюдения и диагностики постоянных тьюторских групп.

Психолого-педагогическое сопровождение основного общего образования предполагает поддержку обучающихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профильной ориентации, в том числе начальные пробы в создании личного профессионального плана. Личный профессиональный план – предполагает содействие в формировании у обучающихся умения соотносить знания о профессиях со своими субъективными свойствами и предпочтениями (тесное взаимодействие с учреждениям среднего профессионального образования СОО, СПО). Спецификой работы педагога-психолога здесь выступает полипрофессиональное взаимодействие в разработке программ формирования универсальных учебных действий и взаимодействие с педагогами по вопросам построения индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся.

Переход к среднему общему образованию осуществляется как обучающихся с основным общим образованием как с КГАОУ «Краевой центр образования», так и со сторонних школ на основе отбора.

На данном этапе на ступень среднего общего учреждений проходят психологическую диагностику и предоставляют портфолио достижений (грамоты, награды, благодарности, сертификаты).

Информацию об обучающихся, получивших основное общее образование в КГАОУ «Краевой центр образования» педагог-психолог передает через тьюторскую тетрадь.

Этот этап предполагает создание условий профильного обучения и развитие способностей в условиях профиля, целью психолого-педагогического сопровождения здесь является сопровождение в сфере профессионального самоопределения, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности через диагностическое и развивающее направления деятельности

Результатом работы должно служить формирование адекватного и полного представления о себе как будущем субъекте профессионального труда. Данное новообразование позволяет сформировать личный профессиональный план, результатом которого станет выбор ВУЗА.

Данная модель психологического сопровождения образовательного процесса позволяет  организовать  такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих  как педагогу-психологу, так и тьюторам, учителям,   разработать как  индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешному вождению в социальную среду.

 

Список использованной литературы:

1.Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Непомнящая Н. А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/46370.htm.

  1. Концепция развития психологической службы образования до 2025г.

3.Профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психологв сфере образования)

 

 

Поиск по сайту
Текущие проекты
Яндекс.Лицей сириус  Я родитель Всероссийская школьная олимпиада Информационно-методический центр оценки качества образования Дистанционное обучение школьников Апробация аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ Службы социальной поддержки Дистанционное образование Социально-образовательный проект для школьников Виртуальная экскурсия по КЦО Доступная среда Почетные гости Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа Портал дистанционного обучения Онлайн-площадка для развития и педагогической работы
Полезные ресурсы
РУБРИКИ
корпоративная почта КГАНОУ КЦО


© 2020       //    Войти   //    Вверх