Функциональная грамотность

← Назад к выбору раздела

Кликните на интересующий вас раздел. Ниже будет представлена подробная информация.
  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
  • Читательская грамотность

    Что такое смысловое чтение, пожалуй, знают все педагоги. Если пока не знаете, предлагаем ознакомиться со следующими материалами:

    Смысловое чтение и стратегии его реализации
    Формирование смыслового чтения у младших школьников (pdf)
    Смысловое чтение (wiki)

    В чем разница между смысловым чтением и читательской грамотностью? Когда мы можем сказать, что кто-то грамотный читатель? Только тогда, когда мы сможем оценить те действия, которые связаны с восприятием, интерпретацией и осмыслением информации.

    Умения читать (=понимать) распределим по уровням в технологии SAM (Student Achievements Monitoring):

    1-й Формальный уровень умений — находить и извлекать информацию, данную в явном или синонимическом виде)
    2-й Рефлексивный уровень — интегрировать и интерпретировать информацию)
    3-й Функциональный уровень — осмыслять и оценивать содержание и форму текста, устанавливать связи (причинно-следственные, тезис – пример, аргумент — контраргумент, сходство-различие), оценивать достоверность информации

    Продвигаясь от формального уровня умений работать с текстом к рефлексивному, и далее к функциональному, читатель развивает функциональную (а именно читательскую) грамотность.

    В наших руках «упорядочить» клиповое мышление школьников и сделать все, чтобы ценный опыт минувших веков был принят нашими учениками, и пусть нам помогут в этом задания по читательской грамотности и понятные критерии оценивания.

    Предлагаемые тексты могут быть привлечены для работы на уроках по предметам, в качестве домашнего задания или на факультативе по смысловому чтению.

    Текст 1
    Астрономия, геометрия, стереометрия, история, алгебра, география

    Текст 2
    История, литература, спорт, финансовая грамотность

    Дорогие коллеги!
    Предлагаем принять участие в разработке учебных материалов.
    С вопросами и предложениями обращайтесь на электронный адрес svetochmail@mail.ru (тема письма: «Читательская грамотность»).

  • Математическая грамотность

  • Естественнонаучная грамотность

  • Финансовая грамотность

    Уважаемые коллеги!

    Все мы с вами ежедневно встречаемся с ситуациями по «финансовой грамотности»: совершаем покупки, оплачиваем проезд в транспорте, пользуемся банковскими услугами и т.д. Но даже сами этого не замечаем и не осознаем! Возникает простой вопрос: почему? И зачем нам надо это знать?

    Давайте немного углубимся в сам термин, может быть, тогда мы и поймем, зачем же нам нужна «финансовая грамотность».

    Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование с учётом жизненных событий и изменений экономических условий.

    Обратимся к исследованиям финансовой грамотности на международном уровне, которым занимаются Всемирный банк и ОЭСР.

    В 2016 году Россия находилась на 25 месте, в феврале 2019 года стало известно, что Россия заняла девятое место среди стран G20 в рейтинге финансовой грамотности населения. Средний показатель финансовой грамотности у россиян составил 12,12 балла из 21. Средняя оценка по странам G20 — 12,7 балла.

    Финансовая грамотность
    Финансовая грамотность населения (по данным S&P)

    Помимо исследований, направленных на изучение взрослого уровня финансовой грамотности, имеются работы, характеризующие финансовую грамотность отдельных групп населения.

    Финансовая грамотность детей. По результатам опроса, более трех четвертей опрошенных школьников (87%) получают деньги на карманные расходы (среди 12-14-летних — 84%, среди 15-17-летних — 90%). При этом, подростки разных возрастов, отвечая на вопрос, как бы они хотели распорядиться личными деньгами, демонстрируют общую тенденцию к сбережению, а не потреблению: большинство (82%) школьников готовы отложить часть (51%) или всю сумму (31%), и только 18% считают нужным потратить их по своему усмотрению (вопрос задавался о 5000 руб.).

    Более того, у 40% опрошенных уже есть сбережения: в обеих возрастных группах сопоставима доля тех, кто обладает накоплениями. Среди школьников от 12 до 14 лет — 38% и 43% — от 15 до 17 лет.

    Школьники активно используют разные финансовые инструменты: почти треть в группе 15-17-летних (32%) имеют банковскую карту, четверть (24%) — электронный кошелек и 22% — мобильное приложение, позволяющее совершать платежи. Банковская карта (34%), электронный кошелек (19%) и мобильное приложение (19%) лидируют среди категорий платежных средств, которыми школьники хотели бы начать пользоваться.

    Как показали исследования, 22% опрошенных школьников старших классов согласны с тем, что умение управлять деньгами — необходимый навык для образованного человека.

    При этом среди 15-17-летних каждый пятый (20%) считает свою осведомленность в финансово-экономической сфере недостаточной и хотел бы получить более обширные познания. В то же время респонденты демонстрируют владение финансово-экономической терминологией: такие понятия, как «кредит», «кредитная карта», «обмен валюты», «мобильный банк», «денежные переводы» знакомы как минимум 50% школьников обеих возрастных групп. Но, тем не менее, дополнительные сведения в области экономики и финансов опрошенные сочли более важными и нужными, чем углубленное изучение юриспруденции и права, инженерных и технических наук, медицины и фармацевтики.

    Исходя из потребностей населения повысить свою финансовую грамотность, Министерство финансов РФ разработало и реализует с 2011 проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

    Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

    Курс «Основы финансовой грамотности» введен в учебные программы учебных заведений. "Очень важно, чтобы выпускники школ, выходя в самостоятельную жизнь, обладали не только теоретическими знаниями, но и навыками, которые пригодятся им во взрослой жизни, в том числе навыками предпринимательской деятельности. Это позволит им быть успешными в бизнесе, если они выберут эту дорогу, или просто вдумчиво рассчитать домашний бюджет» (директор АО «Издательство «Просвещение» Дмитрий Климишин).

    Более подробно с Проектом Вы можете ознакомиться на сайте Минфин России в статье: Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации

    Так же рекомендую использовать в работе следующие материалы:

    Финансовая культура
    Дружи с финансами (национальная программа повышения финансовой грамотности граждан)
    Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка финансовой грамотности
    Неделя сбережений. Материалы для проведения уроков
    Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности

    Если у Вас возникли вопросы по реализации Проекта, по методическому сопровождению курса «Основы финансовой грамотности», или Вы уже реализуете данный Проект и хотели бы поделиться своими разработками, будем рады сотрудничеству
    Написать письмо: Klara.barkhatova@mail.ru




  • Глобальные компетенции

    Раздел в стадии наполнения

  • Креативное мышление

    Раздел в стадии наполнения

 

Генеральный директор КГАНОУ "Краевой центр образования"

Черёмухин Пётр Сергеевич

Моб. тел: 8-924-406-00-44

УЧЕБНЫЙ ГОД 2023-2024
Расписание звонков
Режим работы начальной школы
Режим работы начальной школы
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ, желающие получить бесплатную юридическую консультацию могут обратиться по понедельникам в период с 10:00 до 12:00 по телефону 47-36-01, или обратиться лично в каб. № 313 КГАНОУ КЦО (начальник юридического отдела Деберцев Владимир Олегович)
Полезные ресурсы
Корпоративная почта КГАНОУ КЦО


© 2024       //    Войти   //    Вверх
Школа будущего