Функциональная грамотность
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
-
Читательская грамотность
Что такое смысловое чтение, пожалуй, знают все педагоги. Если пока не знаете, предлагаем ознакомиться со следующими материалами:
Смысловое чтение и стратегии его реализации
Формирование смыслового чтения у младших школьников (pdf)
Смысловое чтение (wiki)В чем разница между смысловым чтением и читательской грамотностью? Когда мы можем сказать, что кто-то грамотный читатель? Только тогда, когда мы сможем оценить те действия, которые связаны с восприятием, интерпретацией и осмыслением информации.
Умения читать (=понимать) распределим по уровням в технологии SAM (Student Achievements Monitoring):
1-й Формальный уровень умений — находить и извлекать информацию, данную в явном или синонимическом виде)
2-й Рефлексивный уровень — интегрировать и интерпретировать информацию)
3-й Функциональный уровень — осмыслять и оценивать содержание и форму текста, устанавливать связи (причинно-следственные, тезис – пример, аргумент — контраргумент, сходство-различие), оценивать достоверность информацииПродвигаясь от формального уровня умений работать с текстом к рефлексивному, и далее к функциональному, читатель развивает функциональную (а именно читательскую) грамотность.
В наших руках «упорядочить» клиповое мышление школьников и сделать все, чтобы ценный опыт минувших веков был принят нашими учениками, и пусть нам помогут в этом задания по читательской грамотности и понятные критерии оценивания.
Предлагаемые тексты могут быть привлечены для работы на уроках по предметам, в качестве домашнего задания или на факультативе по смысловому чтению.
Текст 1Астрономия, геометрия, стереометрия, история, алгебра, география
Текст 2История, литература, спорт, финансовая грамотностьДорогие коллеги!
Предлагаем принять участие в разработке учебных материалов.
С вопросами и предложениями обращайтесь на электронный адрес svetochmail@mail.ru (тема письма: «Читательская грамотность»). -
Математическая грамотность
-
Естественнонаучная грамотность
-
Финансовая грамотность
Уважаемые коллеги!
Все мы с вами ежедневно встречаемся с ситуациями по «финансовой грамотности»: совершаем покупки, оплачиваем проезд в транспорте, пользуемся банковскими услугами и т.д. Но даже сами этого не замечаем и не осознаем! Возникает простой вопрос: почему? И зачем нам надо это знать?
Давайте немного углубимся в сам термин, может быть, тогда мы и поймем, зачем же нам нужна «финансовая грамотность».
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование с учётом жизненных событий и изменений экономических условий.
Обратимся к исследованиям финансовой грамотности на международном уровне, которым занимаются Всемирный банк и ОЭСР.
В 2016 году Россия находилась на 25 месте, в феврале 2019 года стало известно, что Россия заняла девятое место среди стран G20 в рейтинге финансовой грамотности населения. Средний показатель финансовой грамотности у россиян составил 12,12 балла из 21. Средняя оценка по странам G20 — 12,7 балла.
Финансовая грамотность населения (по данным S&P)Помимо исследований, направленных на изучение взрослого уровня финансовой грамотности, имеются работы, характеризующие финансовую грамотность отдельных групп населения.
Финансовая грамотность детей. По результатам опроса, более трех четвертей опрошенных школьников (87%) получают деньги на карманные расходы (среди 12-14-летних — 84%, среди 15-17-летних — 90%). При этом, подростки разных возрастов, отвечая на вопрос, как бы они хотели распорядиться личными деньгами, демонстрируют общую тенденцию к сбережению, а не потреблению: большинство (82%) школьников готовы отложить часть (51%) или всю сумму (31%), и только 18% считают нужным потратить их по своему усмотрению (вопрос задавался о 5000 руб.).
Более того, у 40% опрошенных уже есть сбережения: в обеих возрастных группах сопоставима доля тех, кто обладает накоплениями. Среди школьников от 12 до 14 лет — 38% и 43% — от 15 до 17 лет.
Школьники активно используют разные финансовые инструменты: почти треть в группе 15-17-летних (32%) имеют банковскую карту, четверть (24%) — электронный кошелек и 22% — мобильное приложение, позволяющее совершать платежи. Банковская карта (34%), электронный кошелек (19%) и мобильное приложение (19%) лидируют среди категорий платежных средств, которыми школьники хотели бы начать пользоваться.
Как показали исследования, 22% опрошенных школьников старших классов согласны с тем, что умение управлять деньгами — необходимый навык для образованного человека.
При этом среди 15-17-летних каждый пятый (20%) считает свою осведомленность в финансово-экономической сфере недостаточной и хотел бы получить более обширные познания. В то же время респонденты демонстрируют владение финансово-экономической терминологией: такие понятия, как «кредит», «кредитная карта», «обмен валюты», «мобильный банк», «денежные переводы» знакомы как минимум 50% школьников обеих возрастных групп. Но, тем не менее, дополнительные сведения в области экономики и финансов опрошенные сочли более важными и нужными, чем углубленное изучение юриспруденции и права, инженерных и технических наук, медицины и фармацевтики.
Исходя из потребностей населения повысить свою финансовую грамотность, Министерство финансов РФ разработало и реализует с 2011 проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Курс «Основы финансовой грамотности» введен в учебные программы учебных заведений. «Очень важно, чтобы выпускники школ, выходя в самостоятельную жизнь, обладали не только теоретическими знаниями, но и навыками, которые пригодятся им во взрослой жизни, в том числе навыками предпринимательской деятельности. Это позволит им быть успешными в бизнесе, если они выберут эту дорогу, или просто вдумчиво рассчитать домашний бюджет» (директор АО «Издательство «Просвещение» Дмитрий Климишин).
Более подробно с Проектом Вы можете ознакомиться на сайте Минфин России в статье: Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации
Так же рекомендую использовать в работе следующие материалы:
Финансовая культура
Дружи с финансами (национальная программа повышения финансовой грамотности граждан)
Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка финансовой грамотности
Неделя сбережений. Материалы для проведения уроков
Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотностиЕсли у Вас возникли вопросы по реализации Проекта, по методическому сопровождению курса «Основы финансовой грамотности», или Вы уже реализуете данный Проект и хотели бы поделиться своими разработками, будем рады сотрудничеству
Написать письмо: Klara.barkhatova@mail.ru
-
Глобальные компетенции
Раздел в стадии наполнения
-
Креативное мышление
Раздел в стадии наполнения