Дети с ОВЗ: чему и как учить специалистам дополнительного образования
Курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических работников в сфере дополнительного образования, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов
г. Хабаровск 16 марта—19 апреля 2015 года
ПРЕСС – РЕЛИЗ
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» совместно с Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет» в рамках выполнения Государственного контракта № 09.028.11.0018 от 23 июня 2014 на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей» с 16 марта по 19 апреля 2015 года проводит курсы повышения квалификации представители региональных институтов повышения квалификации, для руководящих и педагогических работников в сфере дополнительного образования.
Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных функций, а в реализации целостного подхода к ребенку, развития всех его потенциальных возможностей, необходимых для полноценной жизни.
Цель курсов повышения квалификации: подготовка слушателей различных целевых групп к организации инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс реализации программ дополнительного образования детей.
Для участия приглашаются: представители региональных институтов повышения квалификации, руководящие и педагогические работники в сфере дополнительного образования, ориентированные на особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Вопросы, освещаемые на курсах повышения квалификации:
- формирование компетенций слушателей в части разработки и реализации моделей и технологий программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, расстройствами аутистического спектра) в условиях инклюзивного образования.
— ознакомление с нормативно-правовыми основами инклюзивного образования в системе программ дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
— актуализация знаний слушателей о теории и методологии инклюзивного образования, их применимости в профессиональной деятельности учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов, социальных педагогов;
— знакомство слушателей с отечественным и зарубежным опытом инклюзивного образования при реализации программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
— формирование практических умений и навыков по созданию специальных условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию и программному обеспечению дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий;
— обучение технологиям адаптации программ дополнительного образования для детей с особыми потребностями на основе принципов: реализации разноуровневого обучения, учета индивидуальных особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (гарантированность освоения образовательного стандарта).
Регламент курсов повышения квалификации: — интерактивные лекции; организация практических занятий в форме деловых игр, мастер-классов, дискуссий по заданным направлениям повышения квалификации; самостоятельная работа (анализ теоретического и практического материала); итоговое контрольное тестирование слушателей по содержанию модулей.
Участие в курсах повышения квалификации бесплатное.
Место проведения: КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», проезд Трамвайный, 5а,
тел. факс: (4212) 36-29-60, 33-11-19.
План-график курсов повышения квалификации
для представителей региональных институтов повышения квалификации, руководящих и педагогических работников в сфере дополнительного образования, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Модульная программа повышения квалификации педагогических работников в сфере дополнительного образования, представителей региональных институтов повышения квалификации, руководящих работников в сфере дополнительного образования, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Организация и сопровождение программ дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе летнего оздоровительного отдыха»
Дата проведения: 16.03-22.03. 2015 г.
Учебный план «Организация и сопровождение программ дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе летнего оздоровительного отдыха»
№ п/п |
Наименование модулей |
Всего
|
Трудоемкость в часах: |
Формы контроля |
|||
в том числе: |
Самост. работа |
||||||
Всего |
лекции |
Практич. занятия |
|||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ | |||||||
1 |
Нормативная и правовая база получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в образовательных организациях |
6 |
5 |
4 |
1 |
1
|
Рубежная диагностика |
2 |
История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в зарубежных странах и в России |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования (объективности, детерминизма, развития, взаимодействия) |
6 |
5 |
4 |
1 |
1
|
Рубежная диагностика |
4 |
Организационные модели включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в систему дополнительного образования детей |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях дополнительного образования детей |
8 |
5 |
3 |
2 |
3 |
Рубежная диагностика |
6 |
Организация включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии |
7 |
5 |
3 |
2 |
2 |
Итоговая диагностика |
|
ИТОГО: |
36 |
27 |
19 |
8 |
9 |
|
|
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ |
|
|
|
|
|
|
1 |
Концептуальные основы разработки программ летнего оздоровительного отдыха детей с ОВЗ и детей-инвалидов, программ дополнительного образования, программ курсов повышения квалификации |
7 |
6 |
2 |
4 |
1 |
Рубежная диагностика |
2 |
Учет особенностей (правовых, медико-санитарных) в организации летнего оздоровительного отдыха детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Психолого-педагогические основы сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
4 |
Программно-методические основы организации педагогической деятельности летнего оздоровительного отдыха детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Использование принципа общественно-государственного партнерства в организации летнего оздоровительного отдыха детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
6 |
Обеспечение здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе организации летнего оздоровительного отдыха |
7 |
6 |
2 |
4 |
1 |
Итоговая диагн-ка, презентация программ доп обр |
|
ИТОГО: |
36 |
30 |
10 |
20 |
6 |
|
Итоговое контрольное тестирование |
Модульная программа повышения квалификации «Образовательный менеджмент в сфере дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Дата проведения:23.03-29.03 2015 г.
Учебный план программы повышения квалификации для руководящих работников в сфере дополнительного образования «Образовательный менеджмент в сфере дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
№ п/п |
Наименование модулей |
Всего
|
Трудоемкость в часах: |
Формы контроля |
|||
в том числе: |
самостоятельная работа |
||||||
Всего |
лекции |
практические занятия |
|||||
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ |
|
|
|
|
|
|
1 |
Нормативная и правовая база получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в образовательных организациях |
6 |
5 |
4 |
1 |
1
|
Рубежная диагностика |
2 |
История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в зарубежных странах и в России |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования (объективности, детерминизма, развития, взаимодействия) |
6 |
5 |
4 |
1 |
1
|
Рубежная диагностика |
4 |
Организационные модели включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в систему дополнительного образования детей |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях дополнительного образования детей |
8 |
5 |
3 |
2 |
3 |
Рубежная диагностика |
6 |
Организация включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии |
7 |
5 |
3 |
2 |
2 |
Итоговая диагностика |
|
ИТОГО: |
36 |
27 |
19 |
8 |
9 |
|
|
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ |
|
|
|
|
|
|
1 |
Организационно-управленческие аспекты получения дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
2 |
Оценка качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Основные направления получения дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
4 |
Правовые основы получения дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Образовательные технологии получения дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
6 |
Активизация жизни ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида в условиях образовательной среды учреждений дополнительного образования |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Итоговая диагностика презентация проекта по модернизации учреждений дополнительного образования детей |
|
ИТОГО: |
36 |
31 |
10 |
21 |
5 |
|
Итоговое контрольное тестирование |
Модульная программа повышения квалификации «Организация и сопровождение включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Дата проведения: 30.03-5.04. 2015г.
Учебный план «Организация и сопровождение включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
№ п/п |
Наименование модулей |
Всего
|
Трудоемкость в часах: |
Формы контроля |
|||
в том числе: |
самостоятельная работа |
||||||
Всего |
лекции |
практические занятия |
|||||
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ | |||||||
1 |
Учет локальных актов по организации и сопровождению включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
2 |
Реализация требования доступности для детей с ОВЗ, детей-инвалидов образовательной деятельности на всех уровнях образования |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Характеристика инклюзивной образовательной культуры образовательной организации системы дополнительного образования детей |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
4 |
Организация и сопровождение получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в различных видах и типах образовательных учреждений |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Создание специальных условий включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
6 |
Психолого-педагогические рекомендации по организации, сопровождению включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
7 |
Понятие безопасной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей |
4 |
4 |
1 |
3 |
— |
Итоговая диагностика разработка проектов рабочей программы повышения квалификации, экспертное заключение на программу дополнительного образования |
|
ИТОГО: |
36 |
30 |
10 |
20 |
6 |
|
|
Итоговое контрольное тестирование |
|
|
|
|
|
Модульная программа повышения квалификации для руководящих работников в сфере дополнительного образования «Организация включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в сферу дополнительного образования»
Дата проведения: 6.04-12.04. 2015 г.
Учебный план программы повышения квалификации для руководящих работников в сфере дополнительного образования «Организация включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в сферу дополнительного образования»
№ п/п |
Наименование модулей |
Всего
|
Трудоемкость в часах: |
Формы контроля |
|||
в том числе: | самост работа | ||||||
Всего |
лекции | Практи-ческие занятия | |||||
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ |
|
|
|
|
|
|
1 |
Нормативная и правовая база получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в образовательных организациях |
6 |
5 |
4 |
1 |
1
|
Рубежная диагностика |
2 |
История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в зарубежных странах и в России |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования (объективности, детерминизма, развития, взаимодействия) |
6 |
5 |
4 |
1 |
1
|
Рубежная диагностика |
4 |
Организационные модели включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в систему дополнительного образования детей |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях дополнительного образования детей |
8 |
5 |
3 |
2 |
3 |
Рубежная диагностика |
6 |
Организация включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии |
7 |
5 |
3 |
2 |
2 |
Итоговая диагностика |
|
ИТОГО: |
36 |
27 |
19 |
8 |
9 |
|
|
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ |
|
|
|
|
|
|
1 |
Разработка локальных актов образовательной организации в части включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
2 |
Требования к доступности образовательной организации |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Построение инклюзивной образовательной культуры образовательной организации |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
4 |
Организация сетевого взаимодействия образовательной организации с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, местным сообществом, психолого-педагогическими, медико-социальными центрами, образовательными организациями, реализующими адаптированную основную образовательную программу |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Создание специальных условий получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
6 |
Психолого-педагогические рекомендации по созданию специальных образовательных условий реализации дополнительных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе дидактического насыщения образовательного пространства, материально-техническое и кадровое обеспечение |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
7 |
Создание безопасной образовательной среды |
4 |
4 |
1 |
3 |
— |
Итоговая диагностика, презентация программ дополнительного образования |
ИТОГО: |
36 |
30 |
10 |
20 |
6 |
||
Итоговое контрольное тестирование |
|
|
|
|
|
Модульная программа повышения квалификации «Педагогические технологии программного обеспечения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Дата проведения: 6.04-12.04. 2015 г.
Учебный план программы повышения квалификации для педагогических работников «Педагогические технологии программного обеспечения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
№ п/п |
Наименование модулей |
Всего
|
Трудоемкость в часах: |
Формы контроля |
|||
в том числе: |
самостоятельная работа |
||||||
Всего |
лекции |
практические занятия |
|||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ | |||||||
1 |
Нормативная и правовая база получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в образовательных организациях |
6 |
5 |
4 |
1 |
1
|
Рубежная диагностика |
2 |
История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в зарубежных странах и в России |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования (объективности, детерминизма, развития, взаимодействия) |
6 |
5 |
4 |
1 |
1
|
Рубежная диагностика |
4 |
Организационные модели включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в систему дополнительного образования детей |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях дополнительного образования детей |
8 |
5 |
3 |
2 |
3 |
Рубежная диагностика |
6 |
Организация включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии |
7 |
5 |
3 |
2 |
2 |
Итоговая диагностика |
ИТОГО: | 36 | 27 | 19 | 8 | 9 | ||
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ | |||||||
1 |
Понятие педагогической технологии |
7 |
6 |
2 |
4 |
1 |
Рубежная диагностика |
2 |
Особенности использования технологий интенсификации развития
на основе укрупненных информационных единиц в программах дополнительного образования детей |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Особенности творческого мышления и путей его формирования в программах дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
4 |
Феномен детской игры |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Использование игровых технологий для включения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в программы дополнительного образования детей |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
6 |
Лучшие практики включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в систему дополнительного образования детей |
7 |
6 |
2 |
4 |
1 |
Итоговая диагн-ка, презентация программ дополнительного образования |
|
ИТОГО: |
36 |
30 |
10 |
20 |
6 |
|
|
Итоговое контрольное тестирование |
|
|
|
|
|
|
Модульная программа повышения квалификации «Педагогические условия включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования»
Дата проведения:13.04-19.04 2015 г.
Учебный план программы повышения квалификации для педагогических работников «Педагогические условия включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования»
№ п/п |
Наименование модулей |
Всего
|
Трудоемкость в часах: |
Формы контроля |
|||
в том числе: |
самостоятельная работа |
||||||
Всего |
лекции |
практические занятия |
|||||
|
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ |
|
|
|
|
|
|
1 |
Компетенции образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
7 |
6 |
2 |
4 |
1 |
Рубежная диагностика |
2 |
Разработка индивидуального образовательного маршрута участников детско-взрослых сообществ системы дополнительного образования |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
3 |
Технология разработки индивидуальной образовательной программы детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе дополнительного образования детей |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
4 |
Психолого-педагогическое сопровождение участия детей с ОВЗ и детей-инвалидов в программах дополнительного образования |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
5 |
Педагогические условия включения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в программы дополнительного образования |
6 |
5 |
2 |
3 |
1 |
Рубежная диагностика |
6 |
Организация психолого-медико-педагогического консилиума для учета особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в сфере дополнительного образования |
6 |
5 |
1 |
4 |
1 |
Итоговая диагн-ка, презентация программ дополнительного образования |
|
ИТОГО: |
36 |
30 |
10 |
20 |
6 |
|
|
Итоговое контрольное тестирование |
|
|
|
|
|