Профессиональное самоопределение обучающихся 5-7 классов
Профориентация обучающихся – одно из приоритетных направлений современной школы. Согласно ФГОС основного общего образования обучающимся основной школы важно ориентироваться в мире профессий и профессиональных представлений.
Профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Одним из важных направлений в моей работе является психодиагностика. Данная деятельность строится с учётом возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся (младших подростков).
Необходимо отметить, что в младшем подростковом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности, на первый план выходит общение. Поэтому этот возрастной период является переломным в развитии личности, самосознания.
Физиологические и психологические изменения отражаются на функциональных состояниях подростка.
В 10-11 лет ценностные ориентации начинают складываться в сложную и устойчивую систему, которая определяет мировоззрение ребенка. Главным условием здесь является развитие рефлексивных познавательных способностей.
В младшем подростковом возрасте начинается формирование устойчивых идеалов, на которых ребенок стремится быть похожим.
Учет возрастно-индивидуальных особенностей обучающихся позволяет педагогам выстроить систему взаимоотношений, направить ребят в русле профиля, которые наиболее сообразен их интересам и способностям.
Я использую следующий психодиагностический комплекс:
5 класс – методики, которые позволяют оценить уровень умственного развития ребенка, вербального и математического мышления, внимания, ведущего анализатора. Эти особенности могут послужить основой для выбора профиля обучения, их знание способствует оптимизации процесса обучения, способствующего быстрому и точному восприятию информации.
- класс – методики, позволяющие соотнести качества личности с требованиями, которые предъявляет та или иная группа профессий. Если профессия не соответствует типу личности, работа будет даваться ценой значительного нервно-психического напряжения.
7 класс – методики, выявляющие интересы и склонности обучающихся, степень развития сигнальных систем, в частности способности к созданию метафор, к образной фантазии и воображению как основе творческого мышления, а также способности к словесному описанию действительности, абстрагированию и ручным навыкам.
Применение данного диагностического комплекса помогает выявить интересы, склонности и профессиональные предпочтения обучающихся. Соотнесение с данными о интеллектуальном развитии ребенка, ведущем типе мышления, доминирующей модальности позволяет прогнозировать успешность обучающихся в том или ином профиле обучения, дальнейшей профессиональной направленности.
Педагог-психолог Баравкова М.М.