Коучинг как инструмент развития межличностных отношений младших подростков

В статье ставится задача рассмотреть варианты применения коуч-технологии «Колесо баланса» в качестве инструмента развития межличностных отношений младших подростков на основе примеров из практической деятельности. Значимость общения, потребность найти свое место в системе взаимоотношений со сверстниками в этом возрасте определяют важность психологического воздействия. Неудовлетворенность своим положением в классном коллективе может провоцировать возникновение компенсаторных реакций, имеющих асоциальный характер. Представлена обоснованность применения коучинга в системе образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: interpersonal relationship, coaching, Balance wheel, development, potential, success criteria, purpose.

Баравкова Марина Михайловна

КГАОУ «Краевой центр образования», г. Хабаровск

В связи с развитием процессов демократизации и гуманизации общества актуальным становится формирование личности, готовой к конструктивным межличностным отношениям в обществе. Важность подросткового возраста в этом плане обусловлена тем, что в это время   происходит интенсивное личностное развитие, а ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Деформация взаимоотношений подростка с окружающими создает условия для асоциальной направленности поведения.

А.Ю. Коджаспиров и Г.М. Коджаспирова под межличностными отношениями подразумевают субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [2].

В.А. Соснин и Е.А. Красникова отмечают, что межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций через взаимную оценку [9].

К началу младшего подросткового возраста меняется социальная ситуация, происходит смена ведущей деятельности, что приводит к предъявлению новых требований к личности, повышению умственных, эмоциональных и физических нагрузок. Поэтому возрастной период 10-12 лет является переломным этапом в развитии личности, самосознания [4].

Физиологические и психологические изменения отражаются на функциональных состояниях подростка. Дети 10-12 часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость. Для поведения нередко характерна демонстративность [6].

Известный отечественный педагог А.П.Краковский говорит о том, что количество немотивированных отрицатель­ных поступков подростков отмечается в 42 раза боль­ше, чем у младших школьников [3].

Изменения социальной ситуации, ведущей деятельности детей данной категории приводит к возрастанию межличностной тревожности. Так, в исследовании А.М.Прихожан установлено, что в 11-лет­нем возрасте уровень межличностной тревожности в два раза превышает уровень самооценочной тревожности [8].

Одним из главных новообразований, характеризующих наступление подросткового периода, по данным Д.Б. Эльконина, является «чувство взрослости» [10].

Характеризуя потребностно-мотивационную сферу младших подростков, можно отметить следующие моменты:

  • Появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых;
  • Соответствия поведения подростка прежде всего собственным требованиям и самооценке;
  • Появление потребности найти и защитить свое место в окружающей социальной среде.

Содержание перечисленных потребностей определяет новый вид деятельности для их реализации — общение.  И если подросток не нахо­дит в школе удовлетворяющего его общения, он психоло­гически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятель­ность отступает на второй план [1].

Согласно классификации нравственного развития Л. Колберга, дети 10-13 лет, достигают второго уровня – конвенциального. Они ориентируется на общепринятые, традиционные принципы и нормы поведения.

Уровень включает 2 стадии:

  • «одобрение другими людьми». Для подростка, находящегося на этой стадии paзвития, главное — это поддержание хороших отношений с окружающими его людьми. Поэтому основной нравственный критерий — точка зрения этих людей. Дети стремятся заслужить одобрение референтной для них группы.
  • «авторитет, закон, порядок». Основной нравственный критерий — признание ответственности и чувства вины. Дети стремятся заслужить одобрение всего общества [1].

В младшем подростковом возрасте наиболее распространенные пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений сводятся к стремлению снизить ценность желаемого, к сублимации (замещающей деятельности), фантазии (погружению в мир воображаемых образов), фрустрации (в форме агрессии или ухода).

Наиболее целесообразными для развития и коррекции межличностных отношений признаются групповые формы работы.

Основной целью российского образования, определяемой Федеральным государственным образовательным стандартом, является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [7].

Концепция коучинга, как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, максимально соответствует концептуальным основам современного образования, обозначенным в нормативно-правовых актах и Федеральным государственным образовательным стандартом.

Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. У него мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы. Наиболее распространенный результат — разработанная стратегия и пошаговый план достижения поставленной цели, алгоритм решения задачи. Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости приобретать знания и развивать необходимые навыки для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию[5].

В своей практике я использую технику «Колесо баланса» для развития межличностных отношений младших подростков.

Колесо
Она позволяет младшим подросткам на тренинговых занятиях раскрывать свой потенциал, выявить критерии успешности класса, условия, конкретные шаги для повышения эффективности. Результатом применения коуч-технологий является определение единой цели для группы на основе учета индивидуальных особенностей каждого участника.
Одной из первостепенных задач психолога является развитие самоисследования личностных особенностей младших подростков, оценки своих достоинств, и на основании этого роли в группе. Для анализа индивидуальных и групповых особенностей использую следующие категории: качества личности, помогающие налаживать отношения с окружающими, личностные и групповые ценности, интересы, достижения за последнюю неделю. На начальном этапе составляется схема, отражающая особенности каждого участника и группы в целом. Итогом становится формулирование возможных общих коллективных дел, которые позволят максимально полно реализовать ресурс классного коллектива.

график
Исходя их теоретического исследования возрастных особенностей младших подростков, диагностического обследования межличностных отношений в коллективе, мной были определены два варианта применения техники «Колесо баланса».

Далее обучающимся предлагается оценить:

— уровень наполненности, погруженности интересов у себя;

— степень удовлетворенности наличием и уровнем развитости качеств, помогающим в общении (появилось ли у вас желание развить какое-то из них?);

— сформированность представлений о личных доминирующих ценностях (насколько легко было ранжировать их для себя?);

— удовлетворенность достижениями за неделю.

Значения определяются на осях «Колеса баланса» в диапазоне от 1 до 10 и интерпретируются в соответствии с собственным пониманием. Особое внимание обращается на сферы с наименьшим значением. Выявление уровня притязаний в каждой категории позволяет увидеть потенциал каждого участника. Результатом этой работы должна стать постановка ближайших личных целей, и на их основании — общих для группы. Дальнейшая работа по реализации конкретных шагов в достижении цели позволит раскрыть ресурс группы, минимизировать возникновение дезадаптации у обучающихся.

Еще одной важной задачей психолога является создание атмосферы эмоционального комфорта в классе. Формулирование критериев эффективности класса самими учащимися, выработка общей стратегии поведения является неотъемлемым условием.

На своих занятиях я предлагаю учащимся попробовать себя в роли жюри конкурса «Самый лучший класс». Младшие подростки определяют, по каким признакам можно сказать, что тот или иной класс достоин победы в конкурсе.

Возможные критерии: успеваемость, дисциплина, активность, ответственность (отношение к дежурству), внешний вид (опрятность, соответствие уставу), сплоченность. Затем предлагается оценить трех финалистов конкурса по словесному описанию классов. Важно озвучить полученные результаты по каждому критерию и на основании среднего арифметического сделать вывод: какие критерии требуют дальнейшего развития, что нужно сделать, какие мероприятия можно провести для получения более высоких оценок по показателям, и какие из них (меры, мероприятия) подошли бы для нашего класса. Это позволяет обучающимся осознать возможность самоорганизации группы, значимость каждого участника в успешности группы, способствовать командообразованию.

Опыт применения коуч-технологий был представлен мной на краевом семинаре по теме: «Коуч-технологии в образовательном процессе» (октябрь 2017). Фрагмент занятия продемонстрирован на очном туре краевого этапа конкурса «Учитель года 2017» [11].

Главная задача коучинга в образовании заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития. Техника «Колесо баланса» может послужить эффективным инструментом развития межличностных отношений младших подростков, стать помощником в профилактике асоциального поведения.

 

Перечень использованной литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков — 2-е изд./ В.А. Аверин -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 379 с.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 176 с.
  3. Краковский А. П. О подростках/ А.П. Краковский — М.: Педагогика, 1970 – 230с.
  4. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей/ И.Ю. Кулагина — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
  5. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
  6. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997.
  7. Приоритетный национальный проект «Образование» (2005г.). Электронный ресурс: //https:/mon.gov.ru/pro/pnpo/
  8. Прихожан A.M. Автореферат диссертации. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков — .:М., 1977.
  9. Соснин В.А. Социальная психология/ В.А. Соснин – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2004. – 336 с.
  10. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. тр/ Д.Б. Эльконин -М., 1989
  11. https://infourok.ru/user/baravkova-marina-mihaylovna

 

Генеральный директор КГАНОУ "Краевой центр образования"

Черёмухин Пётр Сергеевич

Моб. тел: 8-924-406-00-44

УЧЕБНЫЙ ГОД 2023-2024
Расписание звонков
Режим работы начальной школы
Режим работы начальной школы
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ, желающие получить бесплатную юридическую консультацию могут обратиться по понедельникам в период с 10:00 до 12:00 по телефону 47-36-01, или обратиться лично в каб. № 313 КГАНОУ КЦО (начальник юридического отдела Деберцев Владимир Олегович)
Полезные ресурсы
Корпоративная почта КГАНОУ КЦО


© 2024       //    Войти   //    Вверх
Школа будущего