РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У РЕБЕНКА

Память одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Школьное обучение предъявляет к памяти большие требования, т. к. систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей.

  • Зрительная память — основана на сохранении и воспроизведении зрительных образов.
  • Cлуховая память — основана на запоминании и воспроизведении речевых, музыкальных и других различных звуков.
  • Cмысловая память — основана на запоминании информации, несущей в себе определенный смысл.

По времени удержания образа память разделяют на долговремен­ную и кратковременную.

Кратковременная память – воспроизведение спустя несколько секунд после получения информации.

Долговременная память – способность хранить информацию в течение неограниченного срока, воспроизведение через достаточно длительное

Запоминание в младшем дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы всё, что воспринимает, припомнить в последствие). Но возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.

В возрасте 5-7 лет преобладает наглядно — образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая.

Положительное влияние на развитие всех видов памяти оказывают различные игры.

Игра «10 картинок» Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые предметы.

Упражнение «Что изменилось?» Ребёнку дается инструкция: «Посмотри на картинку и запомни всё, что на ней нарисовано». Ребёнок рассматривает картинку в течение 1 минуты. Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. Ребёнок должен вспомнить и назвать чем отличаются картинки.

Игра «Я положил в мешок» развивает слуховую память и увеличивает её объём. Взрослый начиная игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Выкладывание узора из мозаики. Взрослый выкладывает из мозаики цифру или букву, простой узор или какую-либо картинку. Затем ребёнок должен по памяти выложить такую же.

 «Сложи фигуру из палочек». Игра на развитие зрительной памяти

Разложите перед ребёнком палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить эту игру можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Выкладывание узоров из геометрических фигур. Ребёнку предлагается рассмотреть узор из геометрических фигур, запомнить их расположение, и через 10 секунд воспроизвести узор по памяти.

Картинки (тренировка зрительной памяти – кратковременной и долговременной). Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. После показа всех 10 картинок попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от общего числа названо ребенком по памяти (повторы, названные предметы, которых на картинках не было не учитываются). Покажите ребенку картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Снова отметьте результат. Затем предложите вспомнить все картинки через 1 час.

Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит 7-8 предметов из 10.

Игра «Я – фотоаппарат». Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает предметы (10 единиц), находящиеся на столе, затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

Помните: лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в Шерлока Холмса или в разведчика, детектива.

Упражнение для тренировки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.

Ребенку зачитываются пары слов (серия А — слова связанные по смыслу), которые он должен запомнить. Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары. Это показатель смысловой памяти.

Серия А

Тарелка — суп

Почта — письмо

Зима — снег

Булка — мука

Карандаш — бумага

Машина — дорога

Мультфильм — телевизор

Буквы – книга

Сапог – нога

Рыба — вода

Серия Б

Книга — ручка

Рука — туча

Вилка — дело

Сосна — ложка

Спина — лампа

Корова — стол

Ящик — палец

Число — крыша

Ножик — лето

Корзина – свеча

 

Затем ребенку зачитываются пары слов из серии Б (слова не связанные по смыслу), которые он тоже должен запомнить. Затем зачитываются только первые слова, ребенок называет к ним парные. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель механической памяти.

Сравните результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребенка.

Упражнение «Нарисуй и запомни» Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Смысловая память (запоминание информации, несущей в себе определенный смысл). Почитайте ребенку словосочетания:

кошка мяукает

фиалка цветет

волк воет

балерина танцует

мама готовит

вода течет

ракета летит

гром грохочет

дети играют

Затем прочитайте только первые слова, ребенок должен по памяти закончить фразу.

Норма для детей 6 лет: 1-2 ошибки

Упражнение «Запомни пары слов» Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен запомнить.

Затем зачитывают первые слова, а ребёнок называет к ним парные.

Упражнение «Каскад слов»

Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.

Подготовьте список из 8 – 10 групп слов, знакомых ребёнку. Попросите его повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда)

  1. Дом
  2. Стол, зима
  3. Чашка, дорога, окно
  4. Школа, снег, книга, мяч
  5. Карандаш, мел, гриб, обед, лес
  6. Кот, часы, утро, мышь, поле, слон
  7. Шкаф, клён, стул, рак, диван, река, малина

Количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6 -7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

«Запомни фразы» (тренировка смысловой памяти)

Прочитайте ребенку такие фразы, например:

  1. Осенью идут дожди.
  2. Дети любят играть.
  3. В саду растут яблони и груши.
  4. В небе летит самолёт.
  5. Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить фразы, которые ему удалось запомнить.

При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2 или 3 попытки.

Разучивание стихов.

Для развития памяти ребёнка 5 – 6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений. Разучивание стихов следует сопровождать беседой. Прочитайте один раз небольшое стихотворение. Если дошкольник сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Для лучшего запоминания предложите ребёнку нарисовать то, о чём говорится в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребёнком всё, что он нарисовал. После этого следует разучивать стихотворение. Если потребуется менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка.

«Расскажи стихи руками или движениями»

Запоминанию стихотворений помогает и такой приём, как использование движений. Взрослый вместе с ребёнком проговаривают текст стихотворения, сопровождая его движениями.

Разучивание коротких рассказов.

Для развития смысловой памяти ребёнка дошкольного возраста можно воспользоваться упражнением «Воспроизведи рассказ». Зачитайте ребёнку короткий рассказ, затем попросите пересказать как можно ближе к тексту. Обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок не может пересказать только что прочитанный рассказ, прочитайте ещё раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные детали. Задайте ему вопросы по содержанию рассказа. Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребёнку или с какой – то аналогичной историей (в чём их сходство и различие). Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребёнка.

Как заниматься с дошкольником. Выделяйте каждый день 20 — 25 минут для за­нятий с ребёнком. Перед началом занятия создайте положительный эмоциональный настрой. Главное, чтобы ребёнок не воспринимал занятия как наказание, например за разбросанные игрушки. Если ребёнок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более удобное для него время. Если возникают трудности при выполнении задания — помогите ребёнку. Помните, что он не должен терять уверенность в своих силах. Поощряйте не только удачные ответы, но и попытку ребёнка преодолеть трудности. Превратите занятия в весёлую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребёнка интерес к занятиям.

Развивая память ребёнка, независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать её вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придётся использовать, и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком – это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

 

Генеральный директор КГАНОУ "Краевой центр образования"

Черёмухин Пётр Сергеевич

Моб. тел: 8-924-406-00-44

УЧЕБНЫЙ ГОД 2023-2024
Расписание звонков
Режим работы начальной школы
Режим работы начальной школы
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ, желающие получить бесплатную юридическую консультацию могут обратиться по понедельникам в период с 10:00 до 12:00 по телефону 47-36-01, или обратиться лично в каб. № 313 КГАНОУ КЦО (начальник юридического отдела Деберцев Владимир Олегович)
Полезные ресурсы
Корпоративная почта КГАНОУ КЦО


© 2024       //    Войти   //    Вверх
Школа будущего