АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Детский сад — одна из ступенек детства, новый период в жизни ребенка. Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. С приходом в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: воспитательные приемы, режим дня, характер питания, температура помещения, характер общения и т.п. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения.  И ребенок должен приспособиться, привыкнуть к этим новым для него условиям, то есть адаптироваться.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Нам обычно видна лишь надводная часть айсберга, а это поведение ребенка.

Каков же эмоциональный профиль или, портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.  Он включает следующие показатели.

  1. Отрицательные эмоции — важнейший компонент, встречающийся, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу. Которые выражаются палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач,
  2. Страх — ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем видит скрытую угрозу. Поэтому он многого боится — неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем и не придете за ним вечером, чтобы забрать домой.

III. Гнев — порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. Поводом для гнева может служить все.

  1. Положительные эмоции — противовес отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены, как реакция на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем они раньше проявляются как свидетельство завершения адаптационного процесса.
  2. Социальные контакты. Уже в три года малыши обычно любят контактировать с людьми. Коммуникабельность ребенка — это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы. Возвращение общительности, так же означает завершение процесса адаптации.
  3. Познавательная деятельность – спутник положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В детстве эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками. Когда активность стресса становится минимальной познавательная деятельность так же возвращается.

VII. Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре употребляя облегченные слова. Почти совсем нет существительных и прилагательных. Встречаются одни глаголы. Предложения из многосложных становятся односложными. Такая речь — итог тяжелой адаптации. При легкой — она или не изменяется совсем, или изменения касаются ее чуть-чуть.

  1. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Но эту гиперактивность нельзя путать с одноименным диагнозом.
  2. Сон. Вначале сон беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он сможет тихо провести тихий час и спать спокойно.
  3. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит. Реже малыш впадает в другую крайность, и ест очень много, пытаясь хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса пошли на убыль, и скоро нормализуются.

Адаптация ребенка к новым условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни.

Выделяют три типа адаптации: тяжелый тип или неблагоприятная адаптация, тип легкой адаптации и промежуточный вариант.

Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша. Ребенок заболевает, происходит срыв адаптации, а после срыва ребенку приходится адаптироваться заново.

Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке — в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант - средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации — больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

Когда ребенок адаптируется к условиям детского сада, нормализуются и все другие показатели описанного выше эмоционального портрета.

         На привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Родители должны рассчитывать свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

С началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому необходимо уделять больше внимания ребенку дома и придерживаться определенных правил.

Рекомендации родителям ребёнка.

  • Ещё до первого посещения необходимо рассказать малышу о детском саде, о режиме дня в детском саду, что там делают дети. Поговорите с ребенком о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте.
  • Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой. Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
  • Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня
  • Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
  • Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  • С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и ходит в детский сад.
  • Расскажите ребенку, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым друзьям.
  • Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
  • Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе.
  • Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
  • Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка.
  • Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
  • Желательно познакомиться с другими родителями и их детьми. Называть других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.
  • Не надо в присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
  • Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
  • Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

 

 

Педагог-психолог                                                Крапивкина Л.В.

 

 

Генеральный директор КГАНОУ "Краевой центр образования"

Черёмухин Пётр Сергеевич

Моб. тел: 8-924-406-00-44

УЧЕБНЫЙ ГОД 2023-2024
Расписание звонков
Режим работы начальной школы
Режим работы начальной школы
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ, желающие получить бесплатную юридическую консультацию могут обратиться по понедельникам в период с 10:00 до 12:00 по телефону 47-36-01, или обратиться лично в каб. № 313 КГАНОУ КЦО (начальник юридического отдела Деберцев Владимир Олегович)
Полезные ресурсы
Корпоративная почта КГАНОУ КЦО


© 2024       //    Войти   //    Вверх
Школа будущего