Особенности развития детей 3-4 лет

На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — может сопереживать другому ребенку.

Поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

Трехлетний ребенок начинает овладевать навыками самообслуживания — одеваться, раздеваться, умываться, самостоятельно есть, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при этом стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

Накапливается запас представлений о свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В 3 года дети осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Малыш знаком с окружающими предметами, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.). С назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь). Имеет представления о средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.). О некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый. Из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой рассыпается); различает состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

Способен объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), усваивать представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными. Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще возникают по поводу игрушек. К четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Ребенок начинает чаще вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких у людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

 

Игровая деятельность

Содержание образовательной деятельности

Игра является ведущей деятельностью дошкольников. Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей, способствуют развитию активности и самостоятельности. Необходимо развивать игровой опыт каждого ребенка, поддерживать возможности игрового отражения мира.

Достижения ребенка

  • Ребенок отражает в играх разные сюжеты.
  • Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа.
  • Охотно вступает в ролевой диалог с взрослым и со сверстником.
  • У ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет.
  • Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя.
  • В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.
  • Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками.

Вызывает озабоченность

  • Игры однообразны, ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия.
  • В совместной игре мало инициативен.
  • Проявляет неустойчивость в игровом общении, дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.
  • Игровое сосредоточение недостаточное: начинает игровые действия и быстро прекращает их, переходит к новым игрушкам и так же быстро оставляет игру, не развив сюжет.
  • В дидактических играх часто не принимает игровую задачу и просто манипулирует с игровым материалом.

 

Социально-коммуникативное развитие

Содержание образовательной деятельности

Эмоции. Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье, слезы, гнев). Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться.

Взаимоотношения. Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях («давай кормить кукол»), вступать в парное общение.

Культура поведения, общения с взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга.

Семья. Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях.

 

Достижения ребенка

  • Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.
  • По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.
  • Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.
  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий.
  • Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Вызывает озабоченность

  • Ребенок проявляет недоверие к окружающим, непродолжительны и ситуативны, контакты со сверстниками, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры.
  • Наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых:
  • Упрямство, капризы, немотивированные требования.
  • Ребенок реагирует на эмоциональное состояние окружающих только по побуждению и показу взрослого.
  • Настроение ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым.

 

Формирование основ безопасного поведения

Содержание образовательной деятельности

Освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время одевания, в общении с детьми: не разговаривать с полным ртом, не размахивать вилкой, не брать в рот мелкие предметы, не засовывать их в нос или уши, не пугать других детей, не замахиваться палкой на сверстника, не толкаться, спускаться с лестницы, держась за перила. В природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы, без разрешения старших не есть ягоды, листья растений и пр. Без разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада.

Достижения ребенка

  • Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения.
  • С интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения.
  • Осваивает безопасные способы обращения с предметами ближайшего окружения.

Вызывает озабоченность

  • Ребенок не проявляет интереса к правилам безопасного поведения; проявляет неосторожность по отношению к окружающим предметам. • Несмотря на предостережения взрослых, повторяет запрещаемые действия.

 

Развитие сенсорной культуры

Различение цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.

Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования при помощи разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание пальцами по контуру, ладонью, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.

Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1—2-м признакам, выделение сходства и отличия.

Овладение действием соединения в пары предметов с выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Первичные представления о себе и других людях

Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.

Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких.

Мир природы

Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые.

Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок).

Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных, растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.).

Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.

Первичные математические представления

Освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.

Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3—5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию групп предметов (3—5 предметов). Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.

Достижения ребенка

  • Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?» Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования.
  • С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.
  • Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
  • Умеет считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
  • Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
  • Знает основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Умеет сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Умеет сравнивать количество предметов.
  • Ребенок умеет подбирать пару к предмету с заданным признаком.

 

Вызывает озабоченность

  • Малоактивен в игре-экспериментировании, использовании игр и игровых материалов, обследовании, наблюдении.
  • Не учитывает сенсорные признаки предметов в практической деятельности.

 

Речевое развитие

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова.

Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут..., давай играть); различать формы обращения к взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.)).

Освоение умений монологической речи: по вопросам составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений; совместно с взрослым пересказывать знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Обогащение активного словаря. Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Достижения ребенка

  • Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
  • Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
  • По вопросам составляет по картинке рассказ из 3—4 простых предложений.
  • Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
  • Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
  • Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
  • Совместно с взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.

Вызывает озабоченность

  • Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему.
  • На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами.
  • Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения.
  • Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Не использует элементарные формы вежливого речевого общения.
  • Быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.

 

Художественно-эстетическое развитие

Содержание образовательной деятельности

Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений.

Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирования образа человека-мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм пятен и линий, яркость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Поддержка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Совместное с взрослым обыгрывание народных игрушек, нарядных предметов.

 

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Содержание образовательной деятельности

Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему. Создание простых изображений. Постепенный переход от подражания к самостоятельному созданию изображения.

В рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлых и вытянутых форм.

В предметном изображении: развитие умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении: создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию. В декоративном изображении: умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен; передавать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, чередование элементов, пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми.

Умения подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием 1, 2 и нескольких цветов.

Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку; поддерживать свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности.

В аппликации: Создание изображения знакомых предметов, декоративных композиций, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), предметной основе. Знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов.

В лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, колбаска), их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы.

В конструировании: формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. Использование способов расположения кирпичиков вертикально, плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Постройка предметов мебели, горок, грузовых машин, домов. Знакомство со свойствами песка, снега, сооружая из них постройки. Нанесение на постройки из этих материалов деталей декора.

Достижения ребенка

  • Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы.
  • Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.
  • Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами.
  • Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.

Вызывает озабоченность

  • Ребенок не проявляет активности и эмоционального отклика при восприятии произведений искусства.
  • Не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать.
  • Неохотно участвует в создании совместных с взрослым творческих работ.

 

Физическое развитие

Содержание образовательной деятельности

Двигательная деятельность

Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг в колонну, парами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием.

Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные общеразвивающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу.

Основные движения. Ходьба — обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями. Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног. Ходьба в разных направлениях, по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске, ходьба и бег со сменой темпа и направления. Бег, не опуская головы.

Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину (спрыгивание), одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними.

Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча, кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками вдаль, в горизонтальную и вертикальную цели. Лазание по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола.

Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.

Достижения ребенка

  • Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.
  • При выполнении упражнений демонстрирует достаточную соответствующую возрасту координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.
  • Уверенно выполняет задания, действует, в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх.
  • Проявляет инициативность, с удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
  • С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату.

Вызывает озабоченность

  • Ребенок малоподвижен, его двигательный опыт беден.
  • Неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании).
  • Затрудняется действовать по указанию взрослого, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений.
  • Не испытывает интереса к физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями.
  • Незнаком или имеет ограниченные представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни.
  • Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом, в использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрослого.

 

 

Литература: Образовательная программа дошкольного образования «Детство» /авторский коллектив -Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.

 

 

Подготовила педагог-психолог                                         Крапивкина Л.В.

 

Генеральный директор КГАНОУ "Краевой центр образования"

Черёмухин Пётр Сергеевич

Моб. тел: 8-924-406-00-44

УЧЕБНЫЙ ГОД 2023-2024
Расписание звонков
Режим работы начальной школы
Режим работы начальной школы
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ, желающие получить бесплатную юридическую консультацию могут обратиться по понедельникам в период с 10:00 до 12:00 по телефону 47-36-01, или обратиться лично в каб. № 313 КГАНОУ КЦО (начальник юридического отдела Деберцев Владимир Олегович)
Полезные ресурсы
Корпоративная почта КГАНОУ КЦО


© 2024       //    Войти   //    Вверх
Школа будущего